Люди, у которых болит душа

В блоге даниловцев на портале «Сноб» опубликован новый текст «Люди, у которых болит душа».


Екатерина Горденко, 35 лет, живет в городе Нетания, Израиль. Экономист по образованию. Замужем, работает воспитателем психически больных людей в хосписе «Надежда».

Этот текст — попытка поделиться опытом с российскими коллегами из социальной сферы. От подруги детства, которая работает в Добровольческом движении «Даниловцы», я узнала, что в России наконец-то начались долгожданные перемены в сфере душевного здоровья. Если бы вы только понимали, насколько они важны.

На днях в Москве была запущена первая группа добровольцев по сопровождению психически больных людей в психоневрологическом интернате № 30.

Ни для кого не секрет, что психоневрологические интернаты в России пока что больше похожи на гетто. Людей залечивают и ограничивают, ими почти никто не занимается. Такие пациенты, как правило, совершенно асоциальны. «Даниловцы» — одни из первых, кто наконец-то начал развивать и внедрять в России схемы, давно и успешно работающие здесь. Это не может не радовать!

Сфера душевного здоровья в России нуждается в кардинальных реформах

Почему я, будучи экономистом, оказалась в хостеле на должности воспитателя особенных людей? На это есть свои веские причины. Когда мне было 12 лет, моя мама заболела психически, начала слышать разные голоса, сначала благожелательные, а потом агрессивные. Она очень страдала, а мы, её семья, не знали, как с этим жить, ничего не понимали. Вокруг был вакуум, никто ничем не мог помочь.

После череды госпитализаций здоровье мамы ухудшилось. Она постоянно возвращалась в больницу потому, что её некому было сопровождать, никто не помогал влиться в нормальную жизнь. В результате мама умерла в молодом возрасте и в полнейшем одиночестве. Я не смогла вовремя забрать ее в Израиль. Эмигрировала тинейджером-девятиклассницей, налаживать жизнь в новой стране было нелегко. Тот контекст, который оставила на родине, тяжело даже вспоминать: пост-перестроечный хаос, бедность, неопределенность.

Возможно, сейчас моя работа в качестве сопровождающего — это попытка осмыслить и исправить подростковую травму, полученную в результате смерти мамы. Сейчас я вижу, что если бы в России была развита область душевного здоровья, моя мама, возможно, до сих пор была бы жива. Я очень рада, что в России наконец-то обратили внимание на эту проблему Искренне надеюсь, что найдутся небезразличные люди, ведь это может случится с каждым. Помогайте ближним! Для этого нужно лишь доброе сердце!

В Израиле в сферу душевного здоровья вкладываются огромные средства

На оказание реабилитационной помощи психически больным людям в Израиле тратится огромное количество государственных сил и средств. После выхода из больницы пациентам предоставляется возможность жить в хостеле, где за ними наблюдают 24 часа в сутки. Пациентам предоставляются услуги психолога и социального работника. День за днём, капля по капле, мы пытаемся поставить подопечных на ноги. Некоторым легче, некоторым труднее. Это кропотливая работа. Но когда вы видите результат- это ни с чем не сравнимые гордость и удовлетворение.

В Израиле есть множество разных заведений. Хостел —  лишь одно из них. Для более самостоятельных пациентов существуют так называемое защищёное жильё. Несколько человек (трое-четверо) снимают квартиру, находясь под наблюдением соцработника и воспитателя, который приходит раз в день.

Более высокий уровень наблюдения — раз в неделю. Существуют целые деревни, состоящие из несколько домов, где родители могут купить квартиру своему особенному ребёнку. Для таких людей специально создаются рабочие места. Например,небольшие предприятия, занимающиеся упаковкой, расфасофкой и другой нетрудной работой.

Существуют организации, создающие клубы, где можно проводить свободное время. Там работают кружки, проводятся походы в кино, экскурсии по стране (за это платится символический взнос).

Государство выбирает подрядчика и заключает с ним договор, по которому Министерство здравоохранение раз в год переводит подрядчику определённую сумму. Тот, в свою очередь, должен содержать заведения по стандартам Министерства. Деньги выделяются в основном для найма рабочих, поездок для подопечных в отпуск на несколько дней два раза в год. В прошлом году, например, у нас с пациентами был круиз по Средиземному морю, где мы посетили острова Греции.

Это сможет каждый!

Очень важно наладить личный контакт с пациентом, благодаря которому он может сделать то, что вы просите, только из-за уважения к вам. Иногда подопечному мешают какие-то мотивы, спровоцированные его болезнью. Например, он не хочет идти в душ, потому что ему кажется, что там он упадёт. Для этого нужно поговорить с ним, объяснить, что, если он наденет резиновые тапки, то все будет хорошо. Согласитесь, такие простые вещи может объяснять каждый. Для этого не обязательно иметь образование психолога или психиатра.

Мы учим подопечных самым простым вещам

К каждому подопечному, как и к любому человеку, нужен свой подход. И у каждого воспитателя он разный, в зависимости от личностных качеств. Главное, нужно иметь терпение, сочувствовать, но ни в коем случае не жалеть! У подопечного есть сильные и слабые стороны. Слабые стороны нужно развивать: подбадривать, хвалить, но в то же время держать дистанцию. Подопечный должен понимать, что вы ему не друг, а воспитатель.

Например, человек вполне самостоятелен, но у него имеются проблемы с личной гигиеной. Значит, нужно объяснять важность её соблюдения, каждый день напоминать, писать детально, что надо сделать, что с собой взять. Или наоборот, с гигиеной всё в порядке, но пациент боится выходить в город в одиночестве. Наша задача — поговорить, узнать, что с человеком происходит и почему, сходить с ним туда, куда ему требуется несколько раз. Потом мы попросим другого подопечного его сопровождать, а после этого пусть попробует сам. Если не получится, ничего страшного, начинаем сначала!

Мы учили наших подопечных ездить в поликлинику на маршрутке. Сначала едем вместе пару раз. Во время следующей поездки больные учатся платить самостоятельно. И так происходит в течение нескольких поездок. Потом отпускаем их самих, а сами наблюдаем со стороны, как они справляются.Таким образом я научила одну из своих подопечных ездить на другой конец страны на двух автобусах и поезде. Сейчас она ездит абсолютно самостоятельно!

Есть смысл объединяться

Из медперсонала у нас работает только медбрат, который занимается лекарствами и прочими вещами, связанными со здоровьем. Подопечные посещают психиатра раз в месяц. Если есть какие то изменения в лечении, то медбрат заботится об этом. Есть начальник хостела, социальный работник. Воспитателям не обязательно иметь специальное образование. В идеале должен быть один воспитатель на пятерых подопечных. Но не всегда имеется достаточное количество работников.

Подопечные бывают разные, с различными диагнозамии и программами для реабилитации. Их составляет соцработник. Для кого-то цель — жить самостоятельно, а для кого-то сходить в душ без посторонней помощи — это целое достижение. Главная нагрузка, конечно, ложится на плечи воспитателей: это они 24 часа в сутки находятся рядом с подопечными, воплощая в жизнь реабилитационные программы.

Многие подопечные одиноки, им довольно трудно прожить на пенсию инвалида, поэтому имеет смысл объединяться. В Израиле хостел состоит примерно из 30 человек. Они совместно платят за жильё, коммунальные услуги, еду. Это сильно облегчает существование.

Пара историй из жизни наших подопечных:

  Другая мама

Галина заболела довольно поздно, к 40 годам. На тот момент она жила с мужем и двумя детьми. После многочисленных госпитализаций муж ушёл и подал на развод. Младшего ребёнка, сына, государство поселило в приёмную семью, а совершеннолетняя дочь осталась одна. У нас в хостеле Галина провела шесть лет. Сначала она была абсолютно инертна, без признаков желания делать хоть что-нибудь, но с нашей помощью постепенно начала работать. Ей разрешили встречаться с сыном раз в месяц. Нельзя передать словами, что это были за встречи: со слезами на глазах. Сын называл мамой абсолютно изменившуюся женщину. С помощью наших работников, вследствие долгих разговоров и невероятных усилий со стороны самой Галины сейчас она вполне самостоятельный, ответственный человек. Её восстановили в родительских правах.Сейчас они с сыном живут вместе в своём доме, под наблюдением социального работника, который приходит раз в неделю.

Флейтист Гай

Многие молодые люди заболевают в результате злоупотребления наркотиками. У нас есть один подопечный по имени Гай. Он местный. Ещё год назад он жил на улице, занимался мелким воровством и хулиганством. После реабилитации он попал к нам уже с психиатрическим диагнозом. Очень долго не шёл на контакт, закрывался в комнате и не выходил даже для того, чтобы поесть. Постепенно, спустя несколько месяцев, начал понемногу выходить на контакт. Важно знать, что эти люди перенесли много тяжелых испытаний, порой нам трудно их понять. Нужно иметь терпение. Даже если кажется, что надежды нет, нельзя опускать руки, потому что они сами уже давно их опустили. Чтобы довериться постороннему человеку и вновь поверить в себя, потребуется много сил. Первый раз, когда Гай вышел на обед и сел за общий стол, мы все были просто счастливы. Стало ясно, что лёд тронулся. Сейчас, спустя два года, Гай работает на фабрике, ходит с друзьями в кафе, увлекается игрой на флейте.

Есть люди, у которых болит рука, нога, сердце, а есть люди, у которых болит душа. Они в этом не виноваты, просто так случилось. Каждый день им приходится сражаться со своей болью, а общество, вместо того, чтобы помочь, отвергает, насмехается, раздражается или попросту игнорирует.

После лечения в больнице особые люди предоставлены сами себе. У многих нет семьи, которая могла или хотела бы заботиться о них. И вы, возможно, единственный, кто спросит, как у него дела, как прошёл его день, о чём он думает или переживает.

Они полностью разочарованы в себе. Они чувствуют себя виноватыми перед семьёй за то, что не оправдали ожиданий. У них полностью отсутствует мотивация чем-то заниматься, а часто — и жить. Только мы с вами можем им помочь. Добрым словом, заботой, вниманием, а иногда и настойчивостью. Только мы с вами можем заставить их поверить, что, несмотря на болезнь, можно жить полноценной жизнью, работать, проводить с пользой свободное время и даже создавать семью. Только мы с вами можем вселить в них надежду на то, что жизнь их болезнью не ограничивается.

Добровольческое движение «Даниловцы» остро нуждается в волонтерах!

Мы приглашаем всех желающих (от 25 до 40 лет) в нашу новую группу: Психоневрологический интернат №30 . Помните: мы сами способны изменять окружающую действительность в лучшую сторону!

Волонтеры также нужны в следующие группы:

Группу переписки с заключенными  (Возраст волонтеров в этой группе не имеет значения).

Психиатрическую больницу №6

Наркодиспансер

НИИ нейрохирургии им.Бурденко 

Всех желающих мы научим делать добро профессионально!

Обучение в Школе социального волонтерства проводится на бесплатной основе, так как при реализации программ 2016-2017 года используются средства президентских грантов, полученные на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».

В этом году волонтеры-даниловцы снова готовят новогодние сюрпризы и встречи. У нас много задумок. Мы составили список необходимого для поздравления детей. И зовём вас на помощь!

Стать волонтером и помочь Добровольческому движению «Даниловцы» может каждый, имеющий хотя бы искру желания делать добро и менять окружающий мир в лучшую сторону.

Быстрое пожертвование по QR коду

Введите ваш e-mail и сумму пожертвования и нажмите на красный баннер:

Наш сайт с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования сайтом использует файлы cookie. Продолжая просматривать сайт, вы соглашаетесь с данными условиями. В случае несогласия, Вы можете отключить использование файлов cookie в настройках браузера. Подробнее

Обратная связь

Оставьте обращение, и мы ответим вам в течение одного рабочего дня

* обязательные поля

Нажимая кнопку «Отправить», вы подтверждаете своё согласие на обработку персональных данных